1. Права читателя
Читатель имеет право:
• пользоваться основными видами библиотечно-библиографических и информационных услуг, предоставляемых НБ;
• получать полную информацию о составе фондов НБ и консультативную помощь в поиске и выборе источников информации;
• получать во временное пользование документы на дом или для пользования в читальном зале;
• участвовать в мероприятиях, проводимых НБ;
• обращаться в администрацию НБ с различными запросами и предложениями.
2. Обязанности читателя
Выполнять настоящие Правила пользования НБ:
• бережно относиться к документам, полученным из фонда НБ, возвращать их в установленный срок;
• при получении документов просматривать каждое издание и в случае обнаружения каких-либо дефектов сообщить об этом работнику НБ; ответственность за порчу документов несет читатель, пользовавшийся ими последним;
• ежегодно в начале учебного года пройти перерегистрацию с предъявлением всех числящихся за ним документов; читатели не прошедшие перерегистрацию – не обслуживаются;
• при выбытии из университета вернуть в НБ все числящиеся за ним документы, сдать Карту читателя и подписать обходной лист;
• читателю нельзя портить библиотечные издания (делать в них пометки, подчеркивать, вырывать листы и т.д.);
• в случае утери или порчи документов заменить их документами, признанными НБ равноценными по содержанию и цене;
• возместить стоимость утерянного издания в случае невозможности его равноценной замены;
• нельзя вынимать карточки из каталогов и картотек;
• бережно относиться к имуществу НБ (компьютерной технике, мебели и т.д.)
• соблюдать тишину и порядок при посещении НБ и поддерживать корректные отношения с другими читателями и сотрудниками.
3. Читателю не разрешается
• выносить из помещения НБ документы, если они не записаны в читательском формуляре;
• выполнять без разрешения различные виды работ на ПК, установленных в НБ;
• входить в помещения НБ в верхней одежде.
4. Права и обязанности НБ
НБ в своей деятельности обеспечивает реализацию прав читателей. НБ обязана:
• формировать свои фонды в соответствии с профилем университета;
• обеспечивать читателям доступ ко всем фондам НБ на бумажных, электронных, аудио, видео и других носителях;
• предоставлять читателям полную информацию о составе библиотечных фондов через систему каталогов и другие формы библиотечного информирования;
• предоставлять консультативную помощь читателям в поиске и выборе источников информации, повышать их информационную культуру;
• осуществлять учет, хранение и использование находящихся в фондах НБ документов;
• нести ответственность за сохранность своих фондов;
• вести гуманитарно-просветительскую работу, способствующие формированию у читателей высокого уровня духовности и нравственности, широкого научного кругозора, творческого мышления и способности к дальнейшему самообразованию;
• создавать и поддерживать в библиотеке комфортные условия для работы читателей.
5. Порядок записи читателя
При записи в НБ читатель непосредственно знакомится в установленном порядке с настоящими Правилами:
• ежегодно в начале учебного года НБ проводит перерегистрацию читателей, на новых читателей заводится читательский формуляр;
• читательский формуляр действителен только с фотографией читателя, размером 3х4;
• студенты, магистранты и аспиранты записываются в НБ на основании приказов о зачислении;
• преподаватели, сотрудники для записи в НБ предъявляют справку из Отдела кадров университета;
• посторонние читатели в НБ не обслуживаются;
6. Правила пользования абонементом
На абонементе издания выдаются на дом на следующие сроки:
• учебные издания – студентам, магистрантам – на семестр или учебный год в соответствии с учебными планами и программами; преподавателям, аспирантам – на учебный год (не более 15 экз.);
• по окончании учебного года читатели сдают в библиотеку всю имеющуюся литературу, преподаватели же могут взять учебную литературу для работы в летний период, но не более 5 экз;
• учебные издания, имеющиеся недостаточной экземплярности, выдаются на «краткосрочный абонемент» (от 10 до 30 дней);
• научные издания выдаются на 20 дней до 5 экз. – всем категориям читателей;
• из многотомных изданий одновременно выдается не более 2-х томов;
• срок пользования научными и художественными изданиями может быть продлен, если на них нет спроса других читателей (или сокращен, если издание пользуется повышенным спросом);
• при получении изданий читатель обязан: поставить дату и расписаться за каждый экземпляр на книжных формулярах;
• студенты заочники обеспечиваются изданиями на абонементе только на время сессии;
• при убытии из университета подписывают обходной лист на абонементе и в читальном зале;
• преподаватели и сотрудники университета обязаны в конце учебного года, т.е. до 1 июля сдать или продлить срок пользования (но не более 5 экз.) всеми библиотечными изданиями, получить листок контроля об отсутствии задолженности и сдать его в расчетный отдел бухгалтерии до выхода в очередной трудовой отпуск;
• после сдачи листка контроля преподаватели и сотрудники могут взять необходимую литературу на время летних каникул.
7. Правила пользования читальным залом библиотеки
• количество выдаваемых одновременно изданий в читальном зале не должно превышать 7 экземпляров;
• из читального зала книги на дом не выдаются;
• документы для использования на СРСП выдаются из читального зала под ответственность преподавателя на один день.
8. Правила пользования залом периодики
• при первом посещении на читателя заводится читательская карточка;
• количество выдаваемых одновременно изданий в зале периодики не должно превышать 10 экземпляров;
• периодические издания (журналы и газеты) на дом не выдаются;
• документы для ксерокопирования выдаются из зала периодики под ответственность читателя на один час.
9. Ответственность читателей за нарушения Правил пользования НБ
• читатели, систематически или грубо нарушающие настоящие Правила, могут быть лишены права пользования НБ на срок от 1 месяца и больше;
• сведения о грубых нарушениях читателями настоящих Правил передаются для рассмотрения в деканаты.